В порту расположен Международный морской музей Гамбурга в одном из бывших складских помещений, комплекс которых принадлежит к охраняемым государством памятникам истории и культуры.
Морской музей — это новая достопримечательность Гамбурга.
Он состоит из десяти этажей-палуб и отражает 3000-нюю историю развития судоходства.
Предлагаю вместе со мной совершить небольшую экскурсию в мир ценных экспонатов музея.
Содержание статьи
- 1 История создания
- 2 Первая палуба — открытие мира, навигация и связь
- 3 Под парусами вокруг света
- 4 Третья палуба — история кораблестроения
- 5 Морская служба на кораблях
- 6 Пятая палуба — война и мир
- 7 Современное пассажирское и грузовое судоходство
- 8 Седьмая палуба — современные научные исследования на море
- 9 Кунсткамера — сокровища и изобразительное искусство
- 10 Мир корабельных моделей
- 11 Что почем и как добраться
История создания
Основателем музея был профессор Петер Тамм, собиравший коллекцию корабельных моделей еще с шестилетнего возраста. Он не случайно выбрал здание под названием Кайшпайхер.
Это импозантное десятиэтажное здание построили в 1878—1884 годах. С двух сторон омываемое водами Эльбы, оно со стороны фасада имеет величественный вид из-за присущих готическому стилю башен и зубцов. Здесь и был основан морской музей, с 2008 года ставший новой достопримечательностью Гамбурга.
По профессии Тамм был журналистом, проработавшим много лет в издательстве газеты ”Gamburger Abenblat”. Хотя с детства мальчик мечтал о море, но по состоянию здоровья ему пришлось отказаться от своих планов.
Свою мечту Тамм реализовал, создав морской музей. Все свободное время отдавая собирательству корабельных моделей, Петер Тамм набрал огромное количество экспонатов и создал Научный институт мореплавания и истории флота.
Тамм заключил с властями Гамбурга соглашение, согласно которому он безвозмездно передает коллекцию городу, взамен получая для музея здание портового склада и 30 миллионов евро на его реконструкцию.
Богатство экспонатов Морского музея поражает воображение. Кажется, что в нем есть все, кроме бортового журнала Ноева ковчега!
Здесь более 120 тысяч атласов и изданий морской тематики, пятьдесят тысяч чертежей судов, более пяти тысяч картин и рисунков.
А количество моделей кораблей достигает 26 000. К этому прибавьте образцы одежды моряков всех стран мира, навигационные приборы, мебель, почтовые марки — всего просто не перечислить.
Первая палуба — открытие мира, навигация и связь
Вначале было море. И человек, стоящий на его берегу и желавший понять, что там за горизонтом. Мечта эта стала реальностью с изобретением простейших приборов навигации и связи, которые располагаются на первом этаже музея.
Здесь есть старинные компасы, секстанты, астролябии, простейшие карты и глобусы.
С их помощью моряки прошлого могли выходить в открытое море и успешно в нем ориентироваться.
Показана история усовершенствования таких приборов вплоть до появления таких достижений цивилизации, как радар, эхолот и GPS систем.
Для детей на нижнем этаже есть специальная комната, где юные любители моря могут рисовать, играть, конструировать и узнавать новое.
Здесь же стоит модель лайнера ”Куин Мэри-2”, собранная почти из миллиона деталей конструктора Лего.
Как географа, меня заинтересовали картографические материалы от карт Птолемея до наших дней.
Здесь же расположены и портретные скульптуры великих мореплавателей:
Колумба, Васко да Гамы, Бартоломео Диаса и других.
Бюсты великих путешественников-первооткрывателей прошлого стоят в ряд, начиная от мало кому известного викинга Эрика Рыжего и до Джеймса Кука, окончившего свои дни на просторах Океании.
Под парусами вокруг света
На втором этаже Морского музея собраны модели парусников всех времен и народов:
- греческие триремы, ладьи викингов, египетские легкие суда и многое другое.
Они сгруппированы согласно времени создания. Начало парусного транспорта идет от древних египтян с их пирогами, которым более 3000 лет.
Далее идут полинезийские двухкорпусные суденышки, соединенные между собой перемычками.
Греческие занимают также свое место на полках выставки.
Необычные китайские суда с гофрированными парусами и сложной системой их управления являются настоящей экзотикой.
Средневековая история парусного судоходства полна событий:
- географические открытия, новые транспортные пути в экзотические для европейцев страны за золотом и пряностями и многое другое.
Посетитель знакомится с вооружением парусных судов, оснасткой кораблей, тысячами вывозивших африканских рабов на плантации.
Представлены всевозможные формы и виды парусов, образцы вязания морских узлов и все, без чего невозможно обойтись во время путешествия под парусами.
Отдельная страница и отсек отведены теме морского пиратства. Ведь ни для кого не секрет, что под флагом ”Веселого Роджера” совершалось множество походов за сокровищами экзотических стран. Они благополучно осели в копилках стран-завоевателей.
Третья палуба — история кораблестроения
Следующий этаж морского музея посвящен технологиям строительства судов. Он показывает, что судостроение — это тоже своего рода искусство.
Здесь представлены материалы, из которых делали корпуса судов. Дерево являлось первым из них. Лишь значительно позже начали использовать железо, сталь и пластик.
Несмотря на свою кажущуюся современному человеку примитивность, первые суда были достаточно прочными и устойчивыми. Сделанные из цельного ствола дерева лодки с парусами появились в Европе в конце железного века.
В средние века крупные каравеллы строились уже на судоверфях с соблюдением всех правил судостроительного дела.
В экспозициях третьего этажа детально представлена вся технология процесса, начиная от подбора материалов до окончательного вида изделия. Здесь же есть чертежи и наброски, сделанные мастерами-судостроителями.
Отдельно отражена история судостроения Гамбурга.
Морская служба на кораблях
Сразу при входе на четвертый этаж посетителей встречают 60 манекенов, одетых в морскую форму различных государств. Чуть дальше находятся более 100 головных уборов моряков.
Рядом располагаются витрины выставки с орденами и морскими знаками отличий.
Униформа — это одежда, которую носят люди, принадлежащие к определенной профессиональной группе. Причем важен не только цвет, но и крой, и отделка в виде пуговиц, кантов и прочего.
Синие и белые цвета не случайно преобладают в униформе моряков разных стран. В 1758 году по распоряжению короля Георга Второго была введена синяя форменная одежда с золотыми пуговицами для моряков Великобритании. Это стало примером для других стран.
В тропических странах военные моряки носят белую форму. Пуговицы раньше были золотыми, поскольку этот металл не вступает в реакцию с соленой морской водой и не ржавеет.
Одежда простых моряков всегда была широкой и свободной, чтобы не затруднять движения. Это особенно важно во время работы на корабле, когда от слаженных и быстрых движений команды порой зависит жизнь судна и его обитателей.
На этаже представлены также одежда и вещи медиков, кухонных рабочих и священников. Их присутствие было необходимо на кораблях, отправляющихся в длительное плавание.
Сердца посетителей мужского пола невольно замирают у стеллажей с оружием. Кроме огнестрельного, представленного всевозможными пистолетами, ружьями, пулеметами и прочим, здесь есть и холодное оружие.
Офицерские шпаги, кортики и прочие предметы обладают особенной красотой и притягательностью. Их совершенная форма, отделка и разнообразие произвели впечатление даже на меня, человека абсолютно мирного и равнодушного к военной атрибутике.
Пятая палуба — война и мир
Промышленная революция 19 века коснулась и военного кораблестроения. Ушли в прошлое парусники. Им на смену явились пароходы, турбины и моторы. Их стали делать из нержавеющей стали, что увеличило прочность и длительность эксплуатации.
Корабли стали защищать броней, делающей их неуязвимыми для гранат и патронов.
Появилось новое оружие — торпеды. Начали строить подводные лодки и самолеты.
Значительное место на этаже отведено военному кораблестроению Германии 19-20 веков. ”Будущее Германии заключается в водном пространстве”, — объявил в свое время кайзер Вильгельм Второй.
Он преследовал цель — сделать Германию великой морской державой. Адмирал Альфред фон Тирпиц стал воплощать эту идею в жизнь. Впоследствии его именем назвали один из мощнейших военных кораблей, участвовавший во Второй мировой войне.
Отдельно представлены экспонаты Первой и Второй мировых войн.
Есть даже история броненосца ”Потемкин”. Посетители могут посмотреть знаменитый немой фильм Эйзенштейна об этом легендарном корабле.
Современное пассажирское и грузовое судоходство
Шестой этаж Морского музея посвящен развитию пассажирского и грузового морского транспорта, начиная с 19 века. Именно в это время на смену парусникам пришли суда на паровой тяге.
Они увеличили грузоподъемность, что дало возможность перевозить большое количество товаров.
Появились контейнеровозы, с ними стала развиваться логистика. Все это детально отражено в экспозициях выставочных залов шестой палубы.
Морские круизы в настоящее время переживают второе рождение. Многие предпочитают проводить отпуск, путешествуя на лайнерах, оборудованных по последнему слову техники. Их услугам бассейны, игровые залы, рестораны и прочие развлечения.
Макеты таких лайнеров, включая знаменитую ”Куин Мэри”, выполнены с мельчайшими подробностями.
Седьмая палуба — современные научные исследования на море
Мы знаем сегодня об океане гораздо меньше, чем о космосе. Именно поэтому важно заниматься научными исследованиями Мирового океана. Этой теме занимается Морской музей Гамбурга.
На седьмой палубе-этаже музея находятся материалы, рассказывающие об исследованиях Института полярных исследований имени Альфреда Вегенера, Центра океанических исследований Геомар из Киля, университетского центра Марум в Бремене и некоторых других.
Оригинальные экспонаты, добытые всеми 26 научными центрами, повествуют о последних открытиях океанических глубин.
Отдельное внимание уделяется освоению морского шельфа и добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. С их работой знакомят макеты буровых установок.
История глубоководных изысканий относительно молода. В промежутке между 1872 и 1876 годах экспедиция на британском исследовательском судне ”Челленджер” открыла почти 5000 неизвестных науке видов живых организмов, обитающих в донных слоях океана.
В 1960 году швейцарские ученые исследовали глубоководную Марианскую впадину. Позднее были осуществлены топографические и зоологические открытия этой трещины в земной коре глубиной почти 11 тысяч метров.
Научные исследования проводятся и сегодня. С ними знакомит посетителей палуба номер 7.
Кунсткамера — сокровища и изобразительное искусство
Морские пейзажи, корабли, бороздящие их просторы, загадки океана — все это вдохновляло художников-маринистов на создание шедевров.
На восьмом этаже музея собрано большое количество картин голландских, английских, русских, немецких и скандинавских живописцев.
Часть этажа занимает собрание настоящих сокровищ — моделей кораблей, изготовленных из серебра. Посетителя поражает скрупулезная точность выполнения мельчайших деталей.
Особенно восхищают модели парусников, изготовленных из янтаря. Цвет этого солнечного камня удивительным образом сочетается с изяществом линий морских судов.
”Звездой” коллекции является золотая модель парусника ”Санта-Мария”.
На этом судне в свое время отплыл Христофор Колумб в поисках пути в Индию в 1492 году.
Колумб до конца своих дней так и не узнал, что открыл он новый континент.
Модель является своеобразным шедевром.
Она является единственной в мире, выполненной из золота с такой скрупулезной точностью.
Впечатляют вырезанные из слоновой кости модели парусников вместе с командой, инвентарем и прочими элементами оснастки судов.
В качестве поделочного материала использовались также кости крупного рогатого скота и даже китов.
Коллекция, представленная на выставке, является самым крупным собранием поделок такого рода, принадлежащим частному лицу.
Мир корабельных моделей
На самом высоком этаже расположена уникальная выставка моделей судов, с которой началось создание этого музея. В ней насчитывается более 50 000 единиц, выполненных в масштабе 1:1250.
Почетное место в этой коллекции занимает модель, подаренная матерью создателя музея Петера Тамма.
Она подарила эту ничем не примечательную жестяную фигурку корабля своему шестилетнему сыну, не подозревая, что с нее начнется огромная коллекция.
Миниатюрные модели, размер некоторых из них не превышает 1 сантиметра, воспроизводят историю развития кораблестроения и морского дела за несколько тысячелетий.
До 1931 года модели изготавливались из металла. Сегодня материалом служит пластик.
Кроме моделей, вниманию посетителей предлагаются выполненные в миниатюре диорамы крупнейших немецких портов: Гамбурга, Бремерхафена и некоторых других.
Что почем и как добраться
Адрес Международного морского музея:
- Kaispeicher B
- Koreastraße 1
- 20457 Hamburg
К музею можно за 15 минут дойти пешком от главного вокзала.
Общественный транспорт:
- U-4, Station ”Überseequartier”
- Bus 6, Station ”Bei St.Annen”
- Bus 111, Station ”Osakaallee”
Часы работы:
- с 10 до 18 часов без выходных и праздничных дней.
Стоимость билетов:
- взрослого — 15,0
- детского до 17 лет — 11 евро
- семейного (двое взрослых и 1-3 ребенка) — 32 евро
Уважаемые читатели, если вам доведется побывать в Гамбурге, обязательно посетите Морской музей. Незабываемые впечатления гарантирую.
Очень интересная и познавательная статья. Виртуальная экскурсия по городу.