Международный морской музей Гамбурга

Главный вход в морской музей

В порту расположен Международный морской музей Гамбурга в одном из бывших складских помещений, комплекс которых принадлежит к охраняемым государством памятникам истории и культуры.

Морской музей — это новая достопримечательность Гамбурга.

Он состоит из десяти этажей-палуб и отражает 3000-нюю историю развития судоходства.

Предлагаю вместе со мной совершить небольшую экскурсию в мир ценных экспонатов музея.

История создания

Инициатор создания морского музея Петер ТаммОснователем музея был профессор Петер Тамм, собиравший коллекцию корабельных моделей еще с шестилетнего возраста. Он не случайно выбрал здание под названием Кайшпайхер.

Это импозантное десятиэтажное здание построили в 1878—1884 годах. С двух сторон омываемое водами Эльбы, оно со стороны фасада имеет величественный вид из-за присущих готическому стилю башен и зубцов. Здесь и был основан морской музей, с 2008 года ставший новой достопримечательностью Гамбурга.

По профессии Тамм был журналистом, проработавшим много лет в издательстве газеты ”Gamburger Abenblat”. Хотя с детства мальчик мечтал о море, но по состоянию здоровья ему пришлось отказаться от своих планов.

Свою мечту Тамм реализовал, создав морской музей. Все свободное время отдавая собирательству корабельных моделей, Петер Тамм набрал огромное количество экспонатов и создал Научный институт мореплавания и истории флота.

Тамм заключил с властями Гамбурга соглашение, согласно которому он безвозмездно передает коллекцию городу, взамен получая для музея здание портового склада и 30 миллионов евро на его реконструкцию.

Богатство экспонатов Морского музея поражает воображение. Кажется, что в нем есть все, кроме бортового журнала Ноева ковчега!

Здесь более 120 тысяч атласов и изданий морской тематики, пятьдесят тысяч чертежей судов, более пяти тысяч картин и рисунков.

Экспонаты коллекции моделей кораблейА количество моделей кораблей достигает 26 000. К этому прибавьте образцы одежды моряков всех стран мира, навигационные приборы, мебель, почтовые марки — всего просто не перечислить.

Первая палуба — открытие мира, навигация и связь

Вначале было море. И человек, стоящий на его берегу и желавший понять, что там за горизонтом. Мечта эта стала реальностью с изобретением простейших приборов навигации и связи, которые располагаются на первом этаже музея.

Компасы 18 векаЗдесь есть старинные компасы, секстанты, астролябии, простейшие карты и глобусы.

С их помощью моряки прошлого могли выходить в открытое море и успешно в нем ориентироваться.

Показана история усовершенствования таких приборов вплоть до появления таких достижений цивилизации, как радар, эхолот и GPS систем.

Для детей на нижнем этаже есть специальная комната, где юные любители моря могут рисовать, играть, конструировать и узнавать новое.

Здесь же стоит модель лайнера ”Куин Мэри-2”, собранная почти из миллиона деталей конструктора Лего.

Бюст Христофора КолумбаКак географа, меня заинтересовали картографические материалы от карт Птолемея до наших дней.

Здесь же расположены и портретные скульптуры великих мореплавателей:

Колумба, Васко да Гамы, Бартоломео Диаса и других.

Бюсты великих путешественников-первооткрывателей прошлого стоят в ряд, начиная от мало кому известного викинга Эрика Рыжего и до Джеймса Кука, окончившего свои дни на просторах Океании.

Под парусами вокруг света

Одна из моделей парусниковНа втором этаже Морского музея собраны модели парусников всех времен и народов:

  • греческие триремы, ладьи викингов, египетские легкие суда и многое другое.

Они сгруппированы согласно времени создания. Начало парусного транспорта идет от древних египтян с их пирогами, которым более 3000 лет.

Далее идут полинезийские двухкорпусные суденышки, соединенные между собой перемычками.

Греческие занимают также свое место на полках выставки.

Парусное китайское судноНеобычные китайские суда с гофрированными парусами и сложной системой их управления являются настоящей экзотикой.

Средневековая история парусного судоходства полна событий:

  • географические открытия, новые транспортные пути в экзотические для европейцев страны за золотом и пряностями и многое другое.

Посетитель знакомится с вооружением парусных судов, оснасткой кораблей, тысячами вывозивших африканских рабов на плантации.

Образцы парусов разных видовПредставлены всевозможные формы и виды парусов, образцы вязания морских узлов и все, без чего невозможно обойтись во время путешествия под парусами.

Отдельная страница и отсек отведены теме морского пиратства. Ведь ни для кого не секрет, что под флагом ”Веселого Роджера” совершалось множество походов за сокровищами экзотических стран. Они благополучно осели в копилках стран-завоевателей.

Третья палуба — история кораблестроения

Следующий этаж морского музея посвящен технологиям строительства судов. Он показывает, что судостроение — это тоже своего рода искусство.

Здесь представлены материалы, из которых делали корпуса судов. Дерево являлось первым из них. Лишь значительно позже начали использовать железо, сталь и пластик.

Несмотря на свою кажущуюся современному человеку примитивность, первые суда были достаточно прочными и устойчивыми. Сделанные из цельного ствола дерева лодки с парусами появились в Европе в конце железного века.

В средние века крупные каравеллы строились уже на судоверфях с соблюдением всех правил судостроительного дела.

В экспозициях третьего этажа детально представлена вся технология процесса, начиная от подбора материалов до окончательного вида изделия. Здесь же есть чертежи и наброски, сделанные мастерами-судостроителями.

Отдельно отражена история судостроения Гамбурга.

Морская служба на кораблях

Форма моряков разных странСразу при входе на четвертый этаж посетителей встречают 60 манекенов, одетых в морскую форму различных государств. Чуть дальше находятся более 100 головных уборов моряков.

Рядом располагаются витрины выставки с орденами и морскими знаками отличий.

Униформа — это одежда, которую носят люди, принадлежащие к определенной профессиональной группе. Причем важен не только цвет, но и крой, и отделка в виде пуговиц, кантов и прочего.

Синие и белые цвета не случайно преобладают в униформе моряков разных стран. В 1758 году по распоряжению короля Георга Второго была введена синяя форменная одежда с золотыми пуговицами для моряков Великобритании. Это стало примером для других стран.

В тропических странах военные моряки носят белую форму. Пуговицы раньше были золотыми, поскольку этот металл не вступает в реакцию с соленой морской водой и не ржавеет.

Одежда простых моряков всегда была широкой и свободной, чтобы не затруднять движения. Это особенно важно во время работы на корабле, когда от слаженных и быстрых движений команды порой зависит жизнь судна и его обитателей.

На этаже представлены также одежда и вещи медиков, кухонных рабочих и священников. Их присутствие было необходимо на кораблях, отправляющихся в длительное плавание.

Сердца посетителей мужского пола невольно замирают у стеллажей с оружием. Кроме огнестрельного, представленного всевозможными пистолетами, ружьями, пулеметами и прочим, здесь есть и холодное оружие.

Образцы холодного оружия моряковОфицерские шпаги, кортики и прочие предметы обладают особенной красотой и притягательностью. Их совершенная форма, отделка и разнообразие произвели впечатление даже на меня, человека абсолютно мирного и равнодушного к военной атрибутике.

Пятая палуба — война и мир

Промышленная революция 19 века коснулась и военного кораблестроения. Ушли в прошлое парусники. Им на смену явились пароходы, турбины и моторы. Их стали делать из нержавеющей стали, что увеличило прочность и длительность эксплуатации.

Корабли стали защищать броней, делающей их неуязвимыми для гранат и патронов.

Появилось новое оружие — торпеды. Начали строить подводные лодки и самолеты.

Значительное место на этаже отведено военному кораблестроению Германии 19-20 веков. ”Будущее Германии заключается в водном пространстве”, — объявил в свое время кайзер Вильгельм Второй.

Он преследовал цель — сделать Германию великой морской державой. Адмирал Альфред фон Тирпиц стал воплощать эту идею в жизнь. Впоследствии его именем назвали один из мощнейших военных кораблей, участвовавший во Второй мировой войне.

Отдельно представлены экспонаты Первой и Второй мировых войн.

Модель броненосца ПотемкинЕсть даже история броненосца ”Потемкин”. Посетители могут посмотреть знаменитый немой фильм Эйзенштейна об этом легендарном корабле.

Современное пассажирское и грузовое судоходство

Современный круизный лайнерШестой этаж Морского музея посвящен развитию пассажирского и грузового морского транспорта, начиная с 19 века. Именно в это время на смену парусникам пришли суда на паровой тяге.

Они увеличили грузоподъемность, что дало возможность перевозить большое количество товаров.

Появились контейнеровозы, с ними стала развиваться логистика. Все это детально отражено в экспозициях выставочных залов шестой палубы.

Морские круизы в настоящее время переживают второе рождение. Многие предпочитают проводить отпуск, путешествуя на лайнерах, оборудованных по последнему слову техники.  Их услугам бассейны, игровые залы, рестораны и прочие развлечения.

Макеты таких лайнеров, включая знаменитую ”Куин Мэри”, выполнены с мельчайшими подробностями.

Седьмая палуба — современные научные исследования на море

Мы знаем сегодня об океане гораздо меньше, чем о космосе. Именно поэтому важно заниматься научными исследованиями Мирового океана. Этой теме занимается  Морской музей Гамбурга.

На седьмой палубе-этаже музея находятся материалы, рассказывающие об исследованиях Института полярных исследований имени Альфреда Вегенера, Центра океанических исследований Геомар из Киля, университетского центра Марум в Бремене и некоторых других.

Оригинальные экспонаты, добытые всеми 26 научными центрами, повествуют о последних открытиях океанических глубин.

Буровая морская платформаОтдельное внимание уделяется освоению морского шельфа и добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. С их работой знакомят макеты буровых установок.

История глубоководных изысканий относительно молода. В промежутке между 1872 и 1876 годах экспедиция на британском исследовательском судне ”Челленджер” открыла почти 5000 неизвестных науке видов живых организмов, обитающих в донных слоях океана.

В 1960 году швейцарские ученые исследовали глубоководную Марианскую впадину. Позднее были осуществлены топографические и зоологические открытия этой трещины в земной коре глубиной почти 11 тысяч метров.

Научные исследования проводятся и сегодня. С ними знакомит посетителей палуба номер 7.

Кунсткамера — сокровища и изобразительное искусство

Морские пейзажи, корабли, бороздящие их просторы, загадки океана — все это вдохновляло художников-маринистов на создание шедевров.

Полотна художников-маринистовНа восьмом этаже музея собрано большое количество картин голландских, английских, русских, немецких и скандинавских живописцев.

Серебряная модель парусникаЧасть этажа занимает собрание настоящих сокровищ — моделей кораблей, изготовленных из серебра. Посетителя поражает скрупулезная точность выполнения мельчайших деталей.

Модели парусников из янтаряОсобенно восхищают модели парусников, изготовленных из янтаря. Цвет этого солнечного камня удивительным образом сочетается с изяществом линий морских судов.

Золотая модель парусника Санта-Мария”Звездой” коллекции является золотая модель парусника ”Санта-Мария”.

На этом судне в свое время отплыл Христофор Колумб в поисках пути в Индию в 1492 году.

Колумб до конца своих дней так и не узнал, что открыл он новый континент.

Модель является своеобразным шедевром.

Она является единственной в мире, выполненной из золота с такой скрупулезной точностью.

Парусник из слоновой костиВпечатляют вырезанные из слоновой кости модели парусников вместе с командой, инвентарем и прочими элементами оснастки судов.

В качестве поделочного материала использовались также кости крупного рогатого скота и даже китов.

Коллекция, представленная на выставке, является самым крупным собранием поделок такого рода, принадлежащим частному лицу.

Мир корабельных моделей

Коллекция корабельных моделейНа самом высоком этаже расположена уникальная выставка моделей судов, с которой началось создание этого музея. В ней насчитывается более 50 000 единиц, выполненных в масштабе 1:1250.

Модель корабля — первый экспонатПочетное место в этой коллекции занимает модель, подаренная матерью создателя музея Петера Тамма.

Она подарила эту ничем не примечательную жестяную фигурку корабля своему шестилетнему сыну, не подозревая, что с нее начнется огромная коллекция.

Миниатюрные модели, размер некоторых из них не превышает 1 сантиметра, воспроизводят историю развития кораблестроения и морского дела за несколько тысячелетий.

До 1931 года модели изготавливались из металла. Сегодня материалом служит пластик.

Кроме моделей, вниманию посетителей предлагаются выполненные в миниатюре диорамы крупнейших немецких портов: Гамбурга, Бремерхафена и некоторых других.

Что почем и как добраться

Адрес Международного морского музея:

  • Kaispeicher B
  • Koreastraße 1
  • 20457 Hamburg

    К музею можно за 15 минут дойти пешком от главного вокзала.

Общественный транспорт:

  • U-4, Station ”Überseequartier”
  • Bus 6, Station ”Bei St.Annen”
  • Bus 111, Station ”Osakaallee”

Часы работы:

  • с 10 до 18 часов без выходных и праздничных дней.

Стоимость билетов:

  • взрослого — 15,0
  • детского до 17 лет — 11 евро
  • семейного (двое взрослых и 1-3 ребенка) — 32 евро

Уважаемые читатели, если вам доведется побывать в Гамбурге, обязательно посетите Морской музей. Незабываемые впечатления гарантирую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Natalja

    Очень интересная и познавательная статья. Виртуальная экскурсия по городу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: